Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ежегодно в группах нашего детского сада проводится мониторинг уровня развития детей, готовности детей к обучению в школе, одна из основных задач которого, получение более полной информации об индивидуальных особенностях развития каждого ребенка и группы в целом. На основании этих данных мы разрабатываем рекомендации для воспитателей и родителей по оптимизации процесса воспитания и развития детей.
Подбор рекомендаций обоснован анализом результатов « Психолого-педагогической диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А.Стребелевой, в ходе которой выявлено, что наиболее «слабыми местами», т.е. теми качественными характеристиками психического развития, которые у большего количества воспитанников не соответствуют возрастной норме, являются — низкий уровень развития слухового и зрительного внимания, памяти, мышления и речи, а также низкий уровень сформированности мелкомоторных навыков.
Мы приглашаем Вас, уважаемый родитель,
взяв за руку своего малыша,
вместе подняться по этим
волшебным ступенькам вверх.
Не забудьте прихватить с собой игру
(ведь Ваш ребенок пока еще дошкольник, а мы с Вами знаем, что развитие ребенка-дошкольника лучше всего происходит в игровой форме), хорошее настроение, а самое главное радость от общения со своим «чадом»!!!
Успехов в пути!!!
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ВНИМАНИЕ РАЗВИВАТЬ??? Можно:
●Развивать слуховое внимание через упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
●Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.
●Использовать в совместной деятельности элементы игры.
●Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами.
●Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.
●Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
●Способствовать формированию у ребенка навыка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.
●Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
●Учить детей сосредотачиваться на определенной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
●Создавать средства — стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
●Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
●Предлагать детям:
––повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
––неоконченные фразы, которые нужно закончить;
––вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.
●Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
Можно использовать
игры и упражнения, способствующие развитию внимания:
●«Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».)
●Игры — головоломки.
●Загадки.
●«Найди отличия».
●«Найди два одинаковых предмета».
●«Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
●«Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).
●«Где что было» (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).
●«Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).
●Игра «Карлики и великаны» (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).
●Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ???
Можно
●В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение:
––составлять группу из отдельных предметов;
––выделять предметы по назначению, по характерным признакам;
––классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению;
––понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов;
––сравнивать предметы;
––соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
––делать самостоятельные выводы;
––отвечать на вопросы, делать умозаключения;
––устанавливать причинно-следственные связи.
●Чаще использовать задания на:
––сравнение пары предметов или явлений — нахождение сходства и различия между ними;
––нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
––складывание целого из частей (разрезные картинки);
––последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
––осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
––задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
●Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
●Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
●Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.
●Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
●Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.
●Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
●Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.
Можно использовать
игры и упражнения, способствующие развитию мышления:
●«Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).
●«Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу).
●«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
●«Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
●«Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый-легкий», «сильный-слабый», «легкий-тяжелый и др.).
●«Уникуб», «Лото», «Домино», пазлы, конструкторы.
●Загадки.
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ПАМЯТЬ РАЗВИВАТЬ???
Можно:
●Развивать у ребенка умения:
––произвольно вызывать необходимые воспоминания;
––вспоминать последовательность событий;
––использовать при запоминании мнемотехнические приемы;
––использовать образ как средство развития произвольной памяти;
––повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
●Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
––анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
––осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
––классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
––устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
●Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства — сочетать словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
Можно использовать
игры и упражнения, способствующие развитию памяти:
●«Запомни предметы» (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).
●«Детектив» (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).
●«Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.).
●«Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).
●«Следопыт» (взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).
●«Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).
●«Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).
●«Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).
●«Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).
●«Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).
●«Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).
●«Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).
НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ!!!
Для этого можно работать в 2-х направлениях.
1. Развивать непосредственно мускулатуру руки, для этого можно:
––катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
––разминать пальцами пластилин;
––запускать пальцами мелкие волчки;
––сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);
––делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы; и крепкие, которые не разожмешь;
––двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
––показывать отдельно только один палец — указательный, затем два — указательный и средний, далее три, четыре и пять; показывать только один большой палец отдельно;
––барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
––махать в воздухе только пальцами;
––кистями рук делать «фонарики»;
––хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
––собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);
––нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
––наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
––завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
––застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.
Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.
2. Формировать графический навык, для этого можно:
––рисовать по точкам;
––рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисунки по клеточкам);
––штриховать разными способами;
––обводить контуры фигур.
Учитель-дефектолог группы № 1 Л.П.Гнатченко