Подготовил: учитель-логопед МБДОУ ДС «Парус» г. Волгодонска,
Татьяна Ивановна Кузькина
Наш детский сад посещают дети с разными проблемами развития.
Когда они заканчивают обучение и готовятся идти в школу, то перед родителями часто встаёт проблема: в какую школу отдать ребёнка.
Специальную или общеобразовательную? Отвечаю сначала на вопрос: зачем вообще были созданы специальные образовательные учреждения?
⠀
Главная цель – это помощь детям с особенностями развития. Никакой другой быть не должно.
⠀
Например, ребёнок с ТНР (тяжёлым нарушением речи).
Если ребёнок, например, с алалией приходит в общеобразовательную школу, пусть даже с программой по своему диагнозу, то учит его всё равно учитель, а необходимо, чтобы учил логопед.
Учитель-логопед.
Он учит на всех базовых предметах: по русскому и чтению, на математике и окружающем мире. Везде идёт работа по:
словарю
грамматике
связной речи
В целом — по речи.
⠀
Это не просто усвоение знаний на доступном уровне и адаптация материала, а всесторонняя коррекция. Неслучайно многие дети из речевых школ со временем уходят в общеобразовательные школы и там успешно учатся.
Всё вроде бы логично, правда? Так почему же родители, как от чумы, бегут от коррекционных школ, от инвалидности, готовы нанимать репетиторов, загружать дополнительными занятиями детей, лишь бы пойти в «обычную» школу?
Долгое время у нас в стране формировались общественные стереотипы, и мы все в их плену, в той или иной степени. Люди просто люди, и родители тоже просто родители. В этом смысле хочется быть обычными, не особыми. Как все.
Но ведь учитель и, правда, не может учить, как логопед (или иной дефектолог).
И репетитор не может заменить учителя и учителя-логопеда. Сколько идёт дополнительное занятие по времени? А теперь сравните, сколько времени учитель-логопед находится с детьми на всех уроках.
⠀
Вот на математике, прежде чем прочитать задачу, нужно условие разделить на этапы (ступенчатое усвоение) и рассмотреть заранее разные сосуды, потому что в задаче встретится слово «глубже». На перемене построить детей клином, вереницей, потому что на окружающем мире будет тема перелётных птиц и нужно, чтобы было наглядно.
В общем, учитель-логопед всё время думает, адаптирует не только учебный материал, но и речевой. Так поступают все дефектологи.
⠀Но чтобы мы здесь не обсуждали, все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях. Насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители. Также позвольте оставить за ними право обучения детей и в коррекционных школах. Должен быть выбор, которого почти не остаётся.
⠀
По диагнозам я отвечу так. Детям с ЗПР и алалий лучше идти в коррекционные школы соответствующего вида (VII и V), если до школы они не дошли до III уровня речевого развития.
С дизартрией – школа в целом не обсуждается. Если нарушение соответствует ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) или ОНР (общее недоразвитие речи), то — это общеобразовательная школа с логопедическим сопровождением.
Если у ребёнка первично другое сложное нарушение, а к нему + дизартрия, то и опираться надо на первично нарушенное звено. И, исходя из этого, выбирать школу.