Подготовил: Т.И. Кузькина, учитель-логопед МБДОУ ДС «Парус» г. Волгодонска
Желание отыскать «волшебную таблетку» от аутизма мне очень понятно.
Родителям хочется найти того самого врача, который справится со всеми проблемами. Найти такую терапию, которая дала бы быстрый результат навсегда. Но, если родители и специалисты по работе с расстройствами аутистического спектра ( РАС) нацелены именно на это, они тормозят и ограничивают возможности ребёнка.
Предыстория: несколько месяцев назад целая группа родителей нашего детского сада прошла с детьми терапию у врача-невролога из Санкт-Петербурга. По рекомендации одной из мам. Она слышала о нем и даже прошла один лечебный курс со своим ребёнком в другом городе. И это именно она пригласила его к нам в город.
В течение почти двух недель дети проходили лечение. При этом многие родители не понимали ни сути лечения, ни того, на что оно направлено и как может помочь именно их ребёнку. Надеялись на какое-то чудо. Доктор уехал. Чуда не произошло.
Прежде всего: аутизм не лечится. По существующей классификации, это не болезнь, а нарушение развития. Болезнь — это что-то, что случается с организмом. Нарушение развития — это особенности организма, в случае с аутизмом, конкретно особенности строения и функционирования ЦНС. Убрать аутизм нельзя, потому что он не «случился» со здоровым организмом, он является частью этого организма и в какой-то момент просто стал вам виден.
Хорошая новость в том, что ЦНС ребёнка – гибкая система, которая адаптируется, подстраивается, учится постоянно. Пока мы не примем аутизм ребёнка как данность, мы не сможем в полной мере раскрыть его потенциал. Это не значит, что нужно сдаться. Наоборот, нужно вооружиться фактами, увидеть этого конкретного ребёнка, и выстроить всю работу с учётом имеющихся особенностей.
Что ещё важно понимать: лечение и коррекция – два сопряжённых направления в работе.
Врачи устраняют сопутствующие нарушения в физиологии, улучшают самочувствие, повышают качество жизни ребёнка, устраняют тормозящие развитие барьеры.
Коррекция без лечения может давать результаты, но намного медленнее.
Лечение без коррекции оставит ребёнка без движения вперёд, без развития, никак не повлияет на проблему адаптации к обществу.
Поэтому верный путь и для родителей, и для специалистов – работа сообща, в команде. Обязательно лечим тело: ЖКТ, неврологические проблемы, отклонения в иммунитете. По назначению врача выстраиваем диету, если это необходимо.
Параллельно идёт работа коррекционных специалистов: сенсорная интеграция и/или адаптивная физкультура, игротерапия, ABA, эрготерапия, логопедические занятия или альтернативная коммуникация, занятия с дефектологом.
Здесь нужно решить множество задач, от самообслуживания до приобретения профессиональных навыков.
Эта работа не прекращается практически никогда, но даёт отличные результаты.
Игровая терапия – один из элементов всей системы. Она помогает сформировать мотивацию ребёнка к взаимодействию с другими людьми (в том числе, с другими специалистами) и необходимые для этого навыки. Нельзя просто исключить какую-ту группу методик из коррекционного маршрута и не потерять темп развития, часть потенциала.
Главная задача в нашем деле – подготовить ребёнка с РАС к максимально самостоятельной и полноценной жизни в социуме. Пытаться вылечить аутизм – всё равно, что игнорировать или пытаться избавиться от части ребёнка, хотеть, чтобы у него был другой скелет или цвет кожи.
Поэтому в нашем случае «волшебная таблетка» – это комплекс коррекционных методов.
Вот это и есть тот самый «секретный» способ “избавления” от аутизма.
В моей практике первый ребёнок с аутизмом появился в нашем детском саду в 2002 году.
Это был мальчик.
Тогда у нас не было никаких методик работы с такими детьми. Что с ними делать, мы не знали.
Ездили учиться в Москву, Ростов. Приглашали специалистов к себе.
За 20 лет накопилось достаточно много знаний и методик работы.
Но и сейчас каждый новый ребёнок с аутизмом – это неизученная книга. Они все разные. И подходы к коррекции их развития – разные. Но они существуют. И дают результаты. Разные результаты у разных детей, но дают.
Но не менее важно просвещение и поддержка родителей. Важно, чтобы они знали и понимали, что до них такой тяжёлый путь прошли другие мамы и папы.
А также знать, что, если они не нашли нужных специалистов в одном месте, их надо искать в другом.
Но обязательно искать и самим учиться взаимодействовать со своим особенным ребёнком.
Хочу поделиться с вами адресами помощи и поддержки:
- «Эмоции. Аутизм — обучение детей и специалистов». Кира Меснянкина.
Запись на онлайн-курс «Интенсивная игра для детей с аутизмом» в личные сообщения группы https://vk.com/club167048651
Мы обучаем специалистов и родителей
детей с расстройством аутистического спектра (РАС) играть с детьми и развивать эмоциональную сферу.
Мы учим выстраивать контакт и взаимодействие даже с самыми маленькими и «полевыми» детьми.
- +7 (905) 450-22-73
- эмоции-аутизм.рф
- Ростов-на-Дону
- Центр «Особая ГЛУБИНА»
- https://vk.com/glubinaspecia
- +7 (812) 200-87-53
- http://glubina-osobaya.ru
- просп. Космонавтов, 65, корп. 11, Санкт-Петербург
- «Наш Солнечный Мир» / «Our Sunny World». Москва.
- https://vk.com/solnechnymir
- Наш Солнечный Мир» — содружество детей и взрослых. Детей, которым в силу серьёзных проблем со здоровьем непросто жить в нашем мире, и взрослых, для которых помощь таким детям, их развитие стали делом жизни.
- +7 (495) 374-77-40
- https://solnechnymir.ru/
- Ассоциация Мир общения.
- https://www.mirobsheniya.ru
МИР ОБЩЕНИЯ – это принимающая среда, где создаются оптимальные условия для развития коммуникативных навыков детей, подростков и молодых людей с РАС (расстройствами аутистического спектра) и другими ментальными нарушениями, а также их успешной социальной адаптации.
Здесь каждый (ребёнок, родитель, специалист) может набраться сил и само реализоваться.
«Волшебная таблетка» – это мы с вами: специалисты, родители и конечно, дети.
Наш труд, вера в себя и ребёнка, понимание, как и куда мы идём.