Здравствуйте!
Вас приветствует Татьяна Ивановна Кузькина, учитель-логопед МБДОУ ДС «Парус».
Я хочу поделиться с вами некоторыми итогами речевой работы с моими воспитанниками в 2018-19 учебном году.
Сначала скажу несколько слов о том, как была сформирована группа, кто из детей в нее входил, и как была построена логопедическая работа.
В сентябре была сформирована группа из 16 детей двух подготовительных групп в возрасте 6-7 лет для занятий с логопедом.
Практически все дети имели общее недоразвитие речи разной степени выраженности.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.
То есть у детей нарушено не только произношение звуков, но имеется еще недостаточный словарный запас, ошибки словоизменения и словообразования, особенности понимания речи и выражения своих мыслей в связной форме.
Такой речевой диагноз относится к тяжёлым нарушениям и требует комплексной и достаточно длительной коррекции: от нескольких месяцев до нескольких лет.
Логопедическая помощь оказывалась детям в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Индивидуальные занятия проводились 2-3 раза в неделю с каждым ребенком, а подгрупповые – 2 раза в неделю с каждой подгруппой (3 подгруппы по 5 человек).
Понятно, что при работе с таким сложным нарушением очень важна система и полная включенность всех участников процесса.
Конечно же, мы понимаем, что к участникам процесса относятся не только сами дети и учитель-логопед, но и родители ребенка, и педагоги группы, и врачи, и его окружение.
Вот когда все составляющие работают как одно целое, тогда достигается максимальный эффект по исправлению речевых нарушений у наших воспитанников.
Как же сработала система взаимодействия в случае с ребятами групп «Кораблик», «Дельфинчики» и «Золотая рыбка»?
Хорошо себя зарекомендовали утренние речевые тренинги в группе №4, №3, проводимые педагогами группы.
Проекты по постановке сказок, хоровое разучивание песен, групповые настольные игры, речевые игры, размещенные в группе «Кораблик» соцсетях (группа №4); эко путешествия с элементами квест-игры, проекты по развитию связной речи с использованием мнемотехники, ежедневные речевые игры в режиме дня (группа №3); проект «Музыкальные разговорчики» (группа №1).
Хочется выразить благодарность родителям, активно участвующим в процессе развития своих детей. Это семьи Ищенко, Нифоновых, Стрелковых (группа №4), Андриец, Иргалиевых (группа №3).
Регулярно выполняемые задания, видео уроки, участие в совместных играх, обратная связь в соцсетях – заметно улучшили результаты их детей по преодолению речевых проблем.
Хочу отметить, что в развитии речи всех ребят группы присутствует положительная динамика. Однако, в одних случаях она положительная достаточная, а в других – положительная недостаточная.
Что это значит?
Это значит, что во втором случае необходимо продолжить работу до достижения показателей, характерных для детей данного возраста в норме.
Кто может это сделать, когда ребёнок уже покинет детский сад?
Это могут сделать сами родители, если степень нарушений незначительная, и они понимают, в чем проблема ребенка. Тогда им достаточно получить рекомендации специалиста и работать самостоятельно.
Это может сделать логопед, к которому родители обратятся за регулярной помощью. Такая форма подойдет детям с более выраженными нарушениями. Например, если у ребенка еще есть нарушения произношения, он плохо запоминает речевой материал, искажает структуру слов, затрудняется формулировать свои мысли.
Правильная, сформированная по возрасту речь – хорошая база для успешного обучения. Поэтому, так важно, чтобы различные нарушения речи были по возможности преодолены до момента поступления ребенка в школу.
Когда же начинать помогать своему ребенку?
Уже – вчера.
Начните с себя, уважаемые родители.
Проанализируйте, понимаете ли вы, в какой помощи нуждается ваш ребенок. Спросите себя, можете ли вы сами оказать такую помощь или вам нужен для этого специалист.
И начинайте действовать.
Удачи!