Консультация для родителей
КАК СТРЕСС ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ МОЗГА РЕБЕНКА?
Консультацию подготовил
педагог-психолог
МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска
Корчагина Н.Л.
На этой консультации мы рассмотрим влияние стресса и психологических травм на развитие мозга ребенка. Главная мысль, которую нам важно принять, состоит в том, что условия жизни ребенка, отношения с его близкими взрослыми и окружающая среда влияют не только на качество развития, но и на органическое состояние мозга.
Серьезное нарушение отношений привязанности, детские психологические травмы способны вызвать комплексные нарушения на уровне физиологии. Напомним, что наравне с изменениями мозга у травмированных детей может наблюдаться серьезное отставание в росте, весе и другие особенности развития организма. Тело человека растет постепенно, приблизительно равномерно увеличиваясь в размерах с момента рождения и до взросления. А вот мозг развивается совершенно иначе.
Самый интенсивный период его развития — внутриутробный. Дальше, в первые три — четыре года жизни, мозг продолжает расти удивительно быстро. И именно начало жизни — от зачатия до трех-четырех лет — является временем наибольшей уязвимости. Негативный детский опыт — жестокое обращение, травмы, стресс, плохой уход — вызывает задержки развития, болезни, расстройства личности.
В то же время положительный опыт — безопасный и предсказуемый — помогает лучшим образом реализовать генетический потенциал, сформировать положительные черты характера.
Мозг человека развивается последовательно. Невозможно «перескочить» с одного уровня развития на другой. Для наглядности приведем простую аналогию со строительством дома — сначала должен быть завершен фундамент, потом возведены стены, крыша, вставлены окна, и только после этого можно приступать к внутренним коммуникациям и отделке. Никто в здравом уме и твердой памяти не станет штукатурить стены и клеить обои, если крыша и окна с дверями пока еще не стоят на своих местах.
ХРОНИЧЕСКИЙ СТРЕСС И СТРАХ — ВРАГИ МОЗГА РЕБЕНКА
«Стресс — настоящий бич нашего времени — явление неоднозначное. Исследования знаменитого канадского физиолога Ганса Селье показали, что определенная степень стресса может быть даже полезной, так как играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Но если стресс силен и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и физиологическим “поломкам” в организме».
Нам, родителям, очень важно четко отличать хронический стресс от нормальных условий развития ребенка, в которых естественным образом встречаются трудности, вызовы и умеренный риск. Нет смысла создавать тепличные условия для детей и ограждать их от жизни, делая все за них или оберегая сверх меры. Не нужно постоянно тревожиться из-за гипотетической возможности «психологически ранить ребенка». Дети прекрасно справляются с ситуациями умеренного стресса, если у них есть наша поддержка.
Мама и папа играют роль первого и самого важного круга безопасности ребенка. Но при этом никогда родители не должны становиться источником унижений, потерь, физической боли и угрозы для жизни. Новейшие исследования, проведенные Брюсом Перри с использованием современных диагностических технологий, показывают, что те дети, которые столкнулись с жестоким обращением, получили большое количество психологических травм и живут в состоянии хронического стресса, страдают от нарушений в функционировании головного мозга.
Ученые изучили мозг более 80 тысяч детей с негативным детским опытом и убедились: в «строительстве» центрального отдела нервной системы произошел сбой, и ребенок «застрял» на более низком уровне развития — именно на том, который совпал по времени с получением травмы.
Дети, которые столкнулись в раннем детстве с насилием, будут сильно отличаться от детей, росших в благополучии. Притом, что и те, и другие, к примеру, обладают одинаковым коэффициентом интеллекта и схожими способностями от рождения, учиться в школе они будут по-разному. Благополучный ребенок находится в спокойном состоянии и может сконцентрироваться на вербальной информации (словах учителя), используя способности высших отделов мозга. Тем временем ребенок, перенесший травму, испытывает тревожность. Его опыт говорит о том, что невербальная информация — все, что происходит вокруг него в классе, малейшее шевеление и движение — намного важнее информации вербальной (слов учителя).
«Если ребенок подвергается сильным или постоянным угрозам, или воздействию травмирующих ситуаций, его система реагирования на стресс может стать чрезмерно чувствительной, и тогда на обычные события он будет реагировать как на несущие угрозу». Чем больше травмированный ребенок расстроен или напуган в моменте, тем примитивнее будут его поведение и реакции. Причем напугать его могут вещи, на которые никто другой даже внимания не обратит. Если ребенок в ответ на малейшую или даже мнимую угрозу демонстрирует серьезную агрессию, начинает драться, обзываться, кричать, бесполезно объяснять ему, что «нельзя так себя вести», «воспитанные мальчики не дерутся», «хорошие дети не обзываются». Нужно искать способ повлиять на состояние ребенка, а не на его поступок. Чтобы отрегулировать состояние ребенка, не нужно взывать к его разуму и читать нотации — это бессмысленно. Воспринимать слова способна кора головного мозга, но в стрессе она «отключена», не работает. Нужно воздействовать на «рептильный» мозг. Причем хорошо бы использовать сенсорную регуляцию. Тактильный контакт. Обнимать, если ребенок позволит. Нежно прикасаться к нему. Совершать монотонные движения — укачивать на руках, ходить с ним за ручку, качать на качелях. Последний способ регуляции хочется отметить особо — проверено, и правда очень успокаивает. Хорошо регулируют пение, танцы, спорт по желанию ребенка — не обязательно в моменты стресса, а на регулярной основе.
Но вот оказывать давление, отвечать агрессией на агрессию означает усугублять уже нанесенный ущерб. Мозг, подвергшийся негативному влиянию травмы, может менять нормальную траекторию эмоционального, социального, профессионального и академического развития. «Дети, перенесшие травму, чувствуют постоянную боль, а боль делает людей раздражительными, тревожными и агрессивными, только терпеливая, любящая, постоянная забота срабатывает, не бывает мгновенных чудесных исцелений. Это одинаково справедливо и для ребенка трех или четырех лет, и для подростка. Силовые методы и лишения только снова травмируют детей и углубляют проблемы.
Один из величайших уроков, которые мы получаем в жизни, — это как важно просто потратить время перед началом любых действий, как важно сперва присмотреться и послушать. Из-за способности нашего мозга “зеркалить” самый надежный и эффективный способ помочь другому человеку успокоиться и сконцентрироваться заключается в том, чтобы сначала успокоиться и сконцентрироваться самому, а уже тогда полностью посвятить внимание ребенку».
Дети нуждаются в любви, внимании и хороших отношениях со своими взрослыми в той же мере, в какой им нужны пища, вода, сухая одежда и дом.
РЕКОМЕНДУЕМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПРОЧЕСТЬ КНИГИ
ИЗ БИБЛИОТЕКИ «АЗБУКИ СЕМЬИ»
Брюс Перри «Мальчик, которого растили как собаку»;
Бессел ван дер Колк «Тело помнит все: какую роль
психологическая травма играет в жизни человека
и какие техники помогают ее преодолеть».