Учитель-логопед МБДОУ ДС «Парус» г. Волгодонска: Т.И. Кузькина
Существование современного общества уже невозможно представить без использования компьютерных технологий.
И нас совсем не удивляет, когда малыш, ещё даже не научившись говорить, уже знает, как обращаться с различными гаджетами.
Понятно, что в такой ситуации педагог просто не может оставаться на позициях использования только традиционных, классических методов обучения детей. Он должен идти в ногу со временем, если хочет, чтобы его ученики, воспитанники были успешными в современном мире.
Если мы говорим о коррекционной педагогике, об обучении детей с особыми образовательными потребностями, то использование инновационных компьютерных технологий — это часто один из самых эффективных путей их социализации и развития.
Я хочу поделиться с вами теми формами работы учителя-логопеда, которые помогают формировать и развивать речь и коммуникативные навыки воспитанников нашего детского сада.
Эффективность работы учителя-логопеда во многом зависит от взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, в том числе с педагогами и родителями. Одно из направлений работы учителя-логопеда: информирование и консультирование педагогов и родителей о нормах речевого развития, об особенностях формирования речи на всех возрастных этапах дошкольного детства, о речевых нарушениях, их профилактике, путях коррекции.
Поэтому одной из новых форм работы с родителями стало информирование родителей через сайт. На сайте ДОУ родители могут познакомиться с планами работы учителя-логопеда, узнать о проводимых мероприятиях, получить консультацию, найти ссылку ни другие полезные сайты и полезную литературу. На странице логопеда посетители сайта могут сделать запрос об индивидуальной консультации на интересующую их тему, задать вопрос.
В работу учителя-логопеда также введена следующая форма взаимодействия: адресное оперативное информирование родителей по электронной почте и в социальных сетях.
Общение с родителями с помощью современных сетевых сервисов позволяет наладить более тесный контакт, обсудить вопросы, которые не всегда можно озвучить при посторонних. Такой вид сотрудничества позволяет педагогу адресно конкретизировать необходимую информацию (например, дать конкретный речевой материал для закрепления, сообщить о трудностях в усвоении материла, похвалить ребёнка за какие – либо достижения) оперативно организовать обратную связь. Для некоторых групп родителей такая форма взаимодействия является наиболее удобной.
Так, уже несколько лет в сети Контакт успешно существуют родительские группы «ЛогоДельфинчик» и «Кораблик» для родителей детей групп №3,4. А также соответствующие родительские чаты в сервисе WhatsApp.
В работе с детьми я использую различные электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Например, учебно-методический комплект «Логомер 2» информационно-образовательного портала «Мерсибо».
В нём содержится более 100 различных игр на развитие разных сторон речевой деятельности детей с нарушениями речи. Особенно нравится детям интерактивная программа Конструктор картинок. С его помощью педагог и сами дети могут создать более 500 различных вариантов тематических изображений, которые можно затем распечатать и использовать для закрепления материала в домашних условиях.
Другим электронным средством обучения служат видео-уроки и мультимедийные презентации. Так, мои дети охотно выполняют артикуляционную гимнастику с девочкой Машей (видео-урок) или любимым мультгероем (Маша и медведь, фиксики и др.), расшифровывают карты и ходят по лабиринтам.
Особое место занимает в коррекционной работе использование специальных электронных пособий для детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра (РАС).
Речь идёт о логопедических тренажёрах «Глаголики» и «Живые фразы» сайта «Школа игровой логопедии» г. Москва.
Они изготовлены с использованием большого количества видео сюжетов и помогают детям этой категории понять значение глаголов в речи, а также научиться составлять фразы по увиденному сюжету.
С неговорящими детьми я применяю методику «Запуск речи через печатанье». Она заключается в том, что дети с помощью русскоязычной клавиатуры со специальными накладками учатся набирать (печатать) слова. Это помогает им ориентироваться в схеме слова, даёт опору для его произнесения.
Наши первые опыты применения ИКТ позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
- обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
- слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, движение волн и др.
- также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи и особенностями развития. Использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности.