Информацию подготовил: педагог-психолог Корчагина Н.Л.
Социальные истории для детей – это одна из эффективных обучающих методик, которая позволяет решить многие задачи не только у малышей или подростков, но даже у взрослых людей ментальными проблемами. Вашему вниманию краткое описание для чего нужны социальные истории и 7 правил их использования. В приложении вложен набор карточек основных социальных историй для помощи ребенку в социальной адаптации.
Что собой представляет социальная история? Это краткий рассказ с подробными иллюстрациями. В связи с использованием картинок социальные истории входят в методы визуальной поддержки.
В группу этих методов входят многие виды печатных (или электронных) материалов. Ярлыки и указатели. Причинно-следственные картинки, например, для изучения эмоций. Пары картинок «Сначала — потом» — для изучения режима или адекватных норм поведения с другими людьми.
Создание социальных историй может существенно помочь
во многих знаниях и навыках:
В изучении рутинных комплексных действий при самообслуживании (в т.ч. приучение к горшку, мытьё головы, чистка зубов, отход ко сну и пр.):
- В подготовке к предстоящим неизвестным до сих пор событиям (перелёт, поездка на поезде, поход в бассейн, в цирк, празднование дня рождения, Нового года и т.п.)
- В освоении правил поведения в школе, на приёме у врача, в магазине, в аптеке или при переходе улицы.
Более того! Если написать сценарий индивидуально — о том, что не удаётся понять именно вашему ребёнку — грамотная социальная история часто срабатывает лучше других методов, потому что:
Она способна исчерпывающе, наглядно и последовательно сопроводить ребёнка через то дело, которое пока что трудно поддаётся к самостоятельному выполнению. При этом она не исчезает, как родительский рассказ, а постоянно находится в поле зрения, что даёт ребёнку время, чтобы усвоить материал.
Значительным плюсом социальных историй является и то, что можно использовать фотографии самого ребёнка, его близких и окружающих предметов. Это выручает в тех случаях, когда у ребёнка ещё не сформирован тот высокий уровень абстракции, который позволяет понимать рисованные картинки или схематические символы.
Правила использования:
Первое: ОДНА ИСТОРИЯ – ОДНА ИДЕЯ
Это означает, что надо чётко выделить тему, и она должна быть максимально однородной. Например, как вести себя на площадке (качели, горка, ждать своей очереди), а не обобщённое — как вести себя с другими детьми. Визит к стоматологу, а не вообще к врачу. Идём в супермаркет за ежедневными покупками. Подготовка ко сну. Как чистить зубы. Как разогреть себе завтрак в микроволновке. Как сходить в туалет по-большому. Как мыть руки. Объединяет все эти истории – комплексный навык, но узкий в охвате. Например: утро может состоять из 2-3 историй: чистим зубы, идём в туалет, разогреваем завтрак, одеваемся. И на каждый вид деятельности – своя подробная история.
Второе: ФОРМИРУЕМ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
В процессе написания текста не привлекайте осуждение и грубый запрет без объяснений. Помните, социальная история – это плацдарм для формирования уверенности в себе и позитивных ожиданий от самостоятельной деятельности.
Третье: ОБЪЯСНЯЕМ ПРОСТО И ДОСТУПНО
Для этого необходимо собрать всю информацию о процессе, который вы будете описывать в истории. Когда происходит событие, как долго длится, кто участвует, какие чувства и ожидания у главных участников, какие действия должен выполнить ребёнок, какие результаты будут получены. Зная своего ребёнка, можно включать в историю особые сравнения, особенно связанные с его любимыми зверями, героями или ролевыми играми. Например, объяснить ожидание в очереди можно с помощью сравнения с тигром на охоте.
Четвёртое: ПРОСТОЙ, ТОЧНЫЙ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК
ИЗЛОЖЕНИЯ
Лёгкий к пониманию язык позволяет составить историю для любого возраста. Для малышей выгодно использовать рассказ от 1-го лица. Школьникам и подросткам может быть понятно повествование от 3-го лица.
Будучи кратким рассказом, социальная история, тем не менее, может включать до 3-х типов предложений.
Пятое: ИЛЛЮСТРАЦИИ – ЗАЛОГ УСПЕХА
Подбирая иллюстрации для своей истории, учитывайте способность ребёнка к пониманию разных уровней абстракции. Перечислим от самого простого уровня – до самого взрослого варианта визуализации:
- Цветные фотографии самого ребёнка и всего, что его окружает
- Цветные фотографии других людей в обстоятельствах, соответствующих тексту
- Чёрно-белые фотографии
- Цветные рисунки со значительной детализацией и натуральностью
- Цветные рисунки в игрушечном или мультяшном стиле
- Чёрно-белые рисунки
- Схематическое обозначение (символьные иконки)
Кроме того, помните о любимых героях маленького человека! Их также можно вплетать в повествование — как мотивирующих участников или для сравнения.
Шестое: УПРОЩАЕМ И СОКРАЩАЕМ ВИД СТРАНИЦЫ
Не более 2-х коротких предложений под каждой картинкой.
Седьмое: ПОЛОЖИТЕ ИСТОРИИ В БЫСТРОМ ДОСТУПЕ
Рассматривать и читать социальные истории можно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребёнку. Тогда он сможет попросить вас о чтении не только устно, но и принеся папку вам в руки. Часто листая папку, он быстро научится сам выбирать актуальную в данный момент страницу, что ещё раз продемонстрирует вам, насколько не напрасны ваши усилия для развития Вашего ребенка!
УДАЧИ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВАШЕГО РЕБЕНКА!
Дополнительную информацию и визуальные материалы
Вы можете получить на сайте:
http://www.corhelp.ru/portfolio-category/dlya-osobyh-detej/sotsialnye-istorii/