Семейный кодекс Российской Федерации.
Все дети, независимо от состояния их здоровья, имеют право жить и воспитываться в семье (ст.54 Кодекса).
Воспитание детей в семье обеспечивается наличием у родителей ребенка так называемых родительских прав. Родительские права фактически выступают и как обязанности родителей. Их ненадлежащее осуществление является основанием для лишения родителей таких прав или для ограничения их в правах (ст.69, 70 Кодекса).
Если у ребенка нет родителей, родительские права предоставляются другим лицам – усыновителям, опекунам либо попечителям. При отсутствии лиц, заменяющих родителей, дети помещаются на воспитание в государственные детские учреждения – дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома-интернаты.
Признание детей инвалидами
Инвалидность у детей – значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля над своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем .
В соответствии с законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 11.07.1991 г. N 593-р приказом Минздрава РСФСР от 04.07.1991 г. N 117 разработаны и утверждены медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом. В их основу положены функциональные изменения и патологические состояния, дающие право на установление инвалидности на сроки от 6 месяцев до 2 лет, от 2 до 5 лет, до достижения 16-летнего возраста. Определены порядок выдачи медицинского заключения детям-инвалидам в возрасте до 16 лет, медицинские показания для обеспечения вспомогательными бытовыми средствами, автономными средствами передвижения.
В случае несогласия с медицинским заключением родители или опекун ребенка-инвалида имеют право обжаловать данное заключение в вышестоящих медицинских учреждениях или в судебном порядке в течение одного месяца.
Социальные пенсии детям-инвалидам
В соответствии со статьей 114 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» социальная пенсия детям-инвалидам устанавливается в размере минимальной пенсии по старости.
Согласно закону Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (ст. З), минимальный размер пенсии устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.11.1992 г. N 1365 с 01.12.1992 г. в 2 раза повышены размеры социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми, а также стипендий, установленных Указом Президента Российской федерации от 21.05.1992 г. N 515 «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат в 1992 г.».
Пенсионное обеспечение членов семьи,
занятых уходом за ребенком-инвалидом
Согласно ст. 11 закона «О государственных пенсиях в РСФСР» (принят Верховным Советом РСФСР 20.11.1990 г.), матери инвалидов с детства, воспитавшие их до 8 лет, имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.
Льготы для лиц, воспитывающих детей-инвалидов
В соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности от 12.10.1967 г. (с изменениями и дополнениями от 1985 г.) отсрочка от призыва на действительную службу по семейному положению предоставлена тем призывникам, которые имеют на своем иждивении:
1) Двух и более детей или жену-инвалида I — II группы.
2) Одинокую трудоспособную мать с двумя и более детьми до 8 лет.
3) Одного или более родных братьев или сестер в возрасте до 16 лет – инвалидов с детства.
Согласно постановлению Верховного Совета СССР от 10.04.1990 г. N 1420-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи»:
— больничный листок работающему лицу, занятому уходом за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом, выдается в случае болезни матери лечащим врачом на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком;
— одному из родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка инвалида, устанавливаются:
а) выдача листка по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения (с учетом времени на проезд) ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ребенком;
б) один дополнительный выходной день в месяц с оплатой его в размере дневного заработка за счет средств социального страхования.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 6.03.1992 г. N 2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и финансовой поддержке системы этих учреждений»предусматривается освобождение родителей от уплаты за содержание в детских дошкольных учреждениях детей, у которых, по заключению медицинских учреждений, выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных детских учреждениях.
Дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке (указ Президента Российской Федерации от 2.10.1992 г. N 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов«).
Льготы по проезду
Всем инвалидам с детства, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет, а также лицам, сопровождающим в поездках инвалидов 1 группы, предоставляется скидка в размере 50% со стоимости проезда по железной дороге, на водном, воздушном и междугородном автомобильном транспорте в период с 1 октября по 15 мая (если они не имеют права на более высокие льготы по другим основаниям) независимо от факта работы инвалида.
При проезде на воздушном транспорте указанная льгота предоставляется в сроки, установленные органом управления гражданской авиации.
Детям-инвалидам по зрению, детям-инвалидам, не имеющим двух конечностей или с параличом двух конечностей, а также инвалидам I и II групп других категорий этих же причин предоставлено право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), в сельских районах – в пределах административного района по месту жительства.
В сельской местности бесплатный проезд на автомобильном транспорте предоставляется инвалидам как по месту постоянного, так и временного жительства. В районах, где функция транспорта общего пользования по перевозке пассажиров осуществляется ведомственным автомобильным транспортом, бесплатный проезд инвалидам предоставляется на этом транспорте.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 2.10.1992 г. N 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» инвалиды в возрасте от 3 до 16 лет включительно (дети-инвалиды) обеспечиваются бесплатным проездом, бесплатной путевкой, а сопровождающие их лица (один из родителей, опекун, попечитель) при направлении в санаторно-курортное учреждение обеспечиваются билетами на проезд к месту лечения инвалида и обратно с 50-процентной скидкой.
Льготы по медицинскому обслуживанию детей-инвалидов
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.12.1992 г. N 970 детям-инвалидам в возрасте до 16 лет лекарства по рецептам врачей выдаются бесплатно.
Жилищные и бытовые льготы
Согласно Жилищному кодексу РСФСР, в первоочередном порядке обеспечиваются жилой площадью лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний. Список заболеваний утвержден приказом Минздрава СССР от 28.03.1983 г. N 330 с изменениями, внесенными приказом Минздрава СССР от 23.12.1986 г. N 1650 и от 5.03.1988 г. N 187.
Медицинское заключение выдается больному по его заявлению, а в отношении больных, не достигших 16 лет, и психически больных, признанных судом в установленном порядке недееспособными, по заявлению их родителей, опекунов или попечителей.
Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен. Эти заболевания перечислены в списке болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью. Список утвержден циркуляром НКВД и Наркомздрава РСФСР от 13-19.01.1928 г.N 27/15 и в настоящее время является действующим, поскольку не противоречит Основам жилищного законодательства.
Льготы по налогам
В соответствии со ст.9 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и ст. З закона РСФСР «О подоходном налоге с физических лиц«, пенсии не подлежат обложению налогом. В соответствии с законом РСФСР «О подоходном налоге с физических лиц» (действует с 1 января 1992 г.) совокупный годовой доход одного из родителей, опекунов или попечителей (по выбору этих лиц), воспитывающих совместно проживающего и требующего постоянного ухода инвалида с детства или инвалида 1 группы, уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый проработанный месяц трехкратный размер минимальной оплаты труда.
Где устанавливают инвалидность?
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, определение степени утраты профессиональной трудоспособности, а также разработку индивидуальной программы реабилитации.
Что можно сделать, если при очередном переосвидетельствовании МСЭ снимает инвалидность?
В соответствии с Правилами признании лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 любое решение МСЭ можно оспорить в вышестоящий орган — главное бюро МСЭ, а решение главного бюро МСЭ — в федеральное бюро МСЭ. Решение федерального бюро является окончательным, но и в этом случае его можно оспорить в судебном порядке в соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом РФ. Можно сразу обратиться в суд с обжалованием решения районного бюро, не обжаловав его в Главное бюро, или одновременно и в Главное бюро, и в суд. В последнем случае решение суда будет иметь большую силу.
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное (включенное) образование — термин, используемый для обозначения процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.
Реабилитация и социальная помощь
Что такое индивидуальная программа реабилитации (ИПР)?
Статья 11 федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» дает определение индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР).
Индивидуальная программа реабилитации — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. Этот комплекс включает в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
ИПР инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В ИПР инвалида указываются как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусмотренных ИПР инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренное ИПР техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Врач назначил лекарство,
но оно не входит в перечень бесплатных.
Назначение лекарственной терапии регулярное — 4 раза в год (в течение 5 лет). Куда можно обратиться по поводу возмещения затрат на лекарство?
В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности, входит в реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия и реконструктивная хирургия). Для возмещения затраченных на реабилитацию средств Вам необходимо обратиться в ФСС. Нужно написать заявление о возмещении затрат и приложить документы, подтверждающие что средства были действительно потрачены на реабилитацию (на лекарства)
Ребенок-инвалид находится под опекой.
Опекуну отказывают в выплате денежных средств на том основании, что ребенок получает пенсию по инвалидности. Правомерно ли это?
Если ребенок не находится на полном государственном обеспечении, отказ в выплате денежных средств опекуну неправомерен.
Семейный Кодекс РФ в ст. 150 п.5. предусматривает, что обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно.
На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.
В Законе г. Москвы от 15.12.2004 № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)», указано, что назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), производятся во всех случаях установления опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Не выплачиваются денежные средства на содержание подопечных, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных учреждениях.
Также не выплачиваются денежные средства на тех подопечных, которые с ведома и согласия родителей находятся под опекой (попечительством) у третьих лиц, но при этом отсутствуют установленные органами опеки и попечительства обстоятельства, в соответствии с которыми осуществление родителями родительских прав и выполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей противоречит их правам и интересам.
Я работаю, а моему ребенку-инвалиду требуется длительное лечение сопутствующего заболевания в стационарном ЛПУ. Необходимо совместное пребывание вместе с ним. Могу ли я рассчитывать на полную компенсацию по больничному листу?
Да, в соответствии со ст. 6 Закона от 25 декабря 2006 г. № 255- ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», Вам должны выплачивать пособие по временной нетрудоспособности. В случае ухода за больным ребенком- инвалидом в возрасте до 15 лет за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Я мать ребенка-инвалида. Слышала, что мне должны назначить пенсию раньше достижения пенсионного возраста. Если это так, то какие документы нужны?
Пенсионным законодательством Российской Федерации предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в возрасте 50 лет матери ребенка-инвалида. Непременным условием является наличие у матери на дату назначения пенсии не менее 15 лет страхового стажа и воспитание этого ребенка до восьмилетнего возраста. При этом не имеет значения продолжительность периода нахождения в такой инвалидности и возраст ребенка, в котором он был признан инвалидом, если при первичном освидетельствовании установлена причина «инвалидность с детства». Для назначения пенсии предъявляется свидетельство о рождении ребенка, справка из жилищных органов или органов местного самоуправления (в качестве документов, подтверждающих факт воспитания до восьмилетнего возраста). Пенсия устанавливается независимо от того, проживал ли ребенок вместе с матерью или отдельно от нее (например, в детском доме, школе-интернате и т.д.). Однако есть одно исключение: лишенная родительских прав мать не имеет права на льготную пенсию.
Я не работаю. Осуществляю уход за своим ребенком-инвалидом. Положены ли мне какие-нибудь выплаты?
Да. Законом предусмотрена компенсация в размере 1200 рублей «…неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет…» (Указ Президента РФ от 13 мая 2008 г. N 774 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами»)
Мы — группа родителей детей-инвалидов хотели бы официально объединиться, чтобы легче было решать проблемы наших детей. В какой форме лучше нам объединиться?
Законами РФ «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях» предусмотрено гарантированное Конституцией РФ право граждан на объединение для защиты своих интересов. Форма объединения зависит от конкретных целей. В Вашем случае это может быть общественная организация, фонд, либо автономная некоммерческая организация.
Но прежде чем решать вопрос о создании организации, рекомендуем начать с поиска — возможно, подобная организация уже существует, и Вам просто нужно влиться в ее ряды.
Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях
Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 июля 1996 г. N 861
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ И В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
В соответствии с Федеральным законом О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563) Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемый Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 июля 1996 г. N 861
ПОРЯДОК ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ
И В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,
А ТАКЖЕ РАЗМЕРЫ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ РОДИТЕЛЕЙ
(ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) НА ЭТИ ЦЕЛИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
1. Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому.
2. Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения.
КонсультантПлюс: примечание.
Письмом Минпроса РСФСР от 08.07.1980 N 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 N 17-13-186 направлен Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
3. Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы (далее именуется — образовательное учреждение), как правило, ближайшее к их месту жительства.
4. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные учреждения.
5. Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому:
— предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;
— обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
— осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
— выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
6. Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида
.
7. Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.
8. Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.
9. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями).
Полезные контакты:
родительский Интернет, книжный поиск
Интернет для родителей особого ребенка
www.autism.ru — различные материалы, касающиеся раннего детского аутизма;
www.dorogavmir.ru — сайт родительской ассоциации «Дорога в мир»; www.adhd-kids.narod.ru — сайт родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
www.acpp.ru — материалы Ассоциации детских психиатров и психологов;
www.sunchildren.narod.ru — сайт о синдроме Дауна — и многих других.
Если же необходимая организация еще не возникла, то вам помогут связаться с родителями, заинтересованными в ее создании.
Сегодня издается много полезных книг, которые могут помочь справиться с трудностями воспитания и развития ребенка, стать опорой и источником надежды. Их можно прочесть на экране или заказать через Интернет. Доступность и эффективность этого вида информационной помощи заслуживает того, чтобы остановиться на нем более подробно.
Книги о помощи особым детям: как найти нужную?
В последнее время на прилавках книжных магазинов появляется все больше литературы о работе с особым ребенком. Часть этих изданий продолжают традиции классической дефектологии и коррекционной педагогики, другие представляют новые подходы к организации помощи таким детям. Каким же образом семье, воспитывающей такого ребенка, не потеряться в море информации?
Для того чтобы найти книгу, которая необходима для помощи конкретному ребенку, родителям придется овладеть некоторыми приемами и принципами формальной и содержательной книжной навигации. Обсудим их более подробно.
Издательства, выпускающие литературу об особых детях
В России существует весьма ограниченное число издательств, которые занимаются выпуском подобной литературы. Наиболее известные из них — «Теревинф» (специализируется на книгах по лечебной педагогике и помощи особому ребенку), Издательский центр «Академия» (книги по коррекционной педагогике и специальной психологии), издательства «Владос» и «КАРО» (выпускают книги специалистов факультетов дефектологии МПГУ и РГПУ им. А.И. Герцена). Книгам о помощи особым детям посвящены издательские программы Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам (БелАПДИиМИ) и Санкт-Петербургского института раннего вмешательства (ИРАВ). Изредка книги о помощи особому ребенку можно найти в прайсах издательства «Питер». Поэтому в ожидании нужной книги имеет смысл следить за книжными новинками этих издательств. В разных издательствах периодически появляется также мемуарная литература на данную тему (родительский опыт воспитания особого ребенка).
К этой же проблеме можно подойти с другой стороны. Если вы уже знаете название книги, которую хотите приобрести, то можно через книжные поисковики в Интернете (findbook.ru, books.google.ru, bookler.ru, ebdb.ru, bookland.ru и др.) найти нужную книгу в Интернет-магазинах, определив при этом, какое издательство ее выпускает. Затем следует найти сайт этого издательства в Интернете и узнать, какие еще книги по данной тематике оно предлагает, либо посмотреть в найденном Интернет- магазине другие книги этого же издательства.
Поиск книг и другой информации о помощи
особым детям в Интернете
Однако гораздо чаще бывает, что книги ищутся «с нуля»: родители знают конкретные проблемы своего ребенка и хотели бы найти качественную литературу о том, как ему помочь. В этом случае целесообразно использовать тематические поисковые возможности Интернета.
Удобный и качественный поиск таких книг существует на сайтах:
— www.osoboedetstvo.ru (портал «Особое детство») в разделе «Полезные книги». Здесь можно найти список книг о помощи особым детям с аннотациями (рубрика «Полезная литература»), ознакомиться с текстами книг, содержащимися в электронной библиотеке «Особый ребенок», а также посмотреть или скачать видеоматериалы о помощи особым детям. Отсюда же можно выйти в интересную быстро развивающуюся поисковую систему www.infodisability.org — сайт информационных ресурсов, ориентирующийся на современные подходы к помощи детям с нарушениями развития и их семьям. Здесь можно найти практически всю информацию о книгах, статьях, журналах, видео-, аудиоматериалах, подготовленных в Беларуси, России, Украине на эту тему. Целый раздел на портале «Особое детство» («Правовая защита») посвящен защите прав особого ребенка на образование и реабилитацию. Он включает электронный тренажер для родителей, обсуждение опыта и концептуальных подходов к защите прав особого ребенка, юридическую Интернет-консультацию (можно задать вопрос юристам или найти ответ на тревожащий вас вопрос в рубрике «Юридическая консультация») и правовой форум;
— www.terevinf.ru (в разделе «Литература по лечебной педагогике»);
— www.autism.ru (в разделе «Библиотека») — книги, посвященные помощи детям с аутизмом.
Материал подготовила педагог-психолог Н.Л.Корчагина
Добавить комментарий